+7(846)262-68-22

+7(937) 185-03-87

ИСТОРИЯ ТАТУИРОВКИ

История возникновения татуировки


В буквальном переводе с английского языка ­«tattoo»- «несмываемое слово». Изучающие тату сходятся во мнении, что сам термин «татуировка» ввел в обиход знаменитый путешественник капитан Джеймс Кук после своих вояжей в жаркие края Океании и Полинезии. «Тату» на диалекте островитян означало«рисовать». у явайцев «тату» - «рана».

В наши дни под татуировкой (в дальнейшем ­тату) понимают неглубокое введение в кожный покров посредством колюще-режущих инструментов красящих веществ, чтобы получить долго не исчезающее и устойчивое изображение, узор или рисунок.

Понятно, что в разных регионах Земли тату приобретала особые черты. Например, у народов, населяющих северо-восток Сибири и Аляску (чукчи, ханты, эскимосы, ненцы),культивировались изображения тотемных животных-покровителей племени - Медведя, Кита, Оленя. У скифских вождей и принцесс обнаружились рисунки лошадей, баранов, мифических существ. Татуировкой покрывались тела, руки, ноги, лицо, половые органы. Это делалось как для обозначения принадлежности к тому или иному роду-племени, так и для устрашения противника в бою. Например, у древних славян воины наносили себе лицевую татуировку.

У наших предков был весьма популярен травный, растительный орнамент, передающий сочное живое ощущение растения, наполненного соками, могучей жизненной силой. Его образцы, в отличие от не столь долго живущих татуировок, исчезающих вместе с их владельцами(если не применялась специальная обработка или специфические условия хранения),сохранились на художественных изделиях резьбы по кости, например, ларцов и тарелок, датируемых XVIII вв. из собрания Музея этнографии народов СССР.

Не забудем и о специальных шаманских тату, связанных по смыслу с целительской, предсказательной, обрядовозаклинательной практикой шамана, нередко - вождя племени. Аналогичную функцию несли тату в Азии, где выполнял и роль амулета (например, у бирманцев).

Большой вклад (в том числе по теме тату) в общую копилку изучения народов региона Микронезии внес наш знаменитый соотечественник, ученый-этнограф Николай Миклухо-Маклай. Наблюдая за туземцами, он заметил интересный факт, что для многих племен Океании нанесение тату символизировало достижение брачного возраста, как для мужчин, так и для женщин. Там же, помимо отличительных символов принадлежности к тому или иному роду, татуировка была знаком высокого общественного положения, как, например, на островах Самоа.

Охотники и рыболовы могли татуировать себе символы моря или леса, животных или рыб для удачи в охоте или рыболовстве. А новозеландское племя маори столь заботилось о точности воспроизведения рисунков лицевых тату (моко), что его вожди ставили их, например, в качестве личных подписей на договорах при продаже своих земель британцам в XIX веке.

Европе практиковали татуторгующие люди - купцы, ремесленники, а также воины. Среди этих сословий до сих пор широко распространена цеховая или профессиональная солидарность. Иногда это могло выражаться в нанесении знака профессии на тело.

Татуировкой (как иногда и клеймом) наказывали, помечая не просто провинившихся, а особо жестоких убийц, насильников, воров и конокрадов, не делая особых различий между мужским и женским полом.

Свои знаки отличия были у жриц любви: неза­мысловатые сердечки, имена запомнившихся любовников, возможно порнографические символы, названия публичных домов или мест, где промышляла гетера.

Особенно процветало тату у моряков, насмотревшихся диковинок по всему миру. У многих из нас (и вполне обоснованно, надо заметить) моряки ассоциируются с загадочными и широкими натурами. Действительно, кто мог отправиться в долгое плавание, не видя все это время суши, питаясь сухарями, солониной, элем, частенько оставаясь без пресной воды. Выглядит естественным желание человека, долгое время проведшего в замкнутом пространстве корабля, испытать на своей просоленной морскими и океанскими ветрами шкуре чуже­земные диковинки. И татуировка, в числе прочих непременных атрибутов, стала приметой моряка.

Не стоит думать, что на­носимые в те времена изображения являлись верхом красоты и изящества. Совсем нет. В ходу были простейшие рисунки и сюжеты. Например, черепаха могла означать, что ее носитель пересек экватор, якорь - что молодцу покорилась Атлантика. Но так как бывать морякам приходилось в разных странах и континентах, то иногда среди общей массы стандартных тем тату могли попадатьсяи настоящие шедевры, напоминающие их обладателям о пережитых приключениях. Например, руку одного вполне могли украшать родоплеменные знаки таитянских островитян. Ногу другого - обвить восточные драконы. Торс третьего - покрыть загадочные символы индейских племен. Естественно, что, возвратившись при удачном раскладе, домой, моряки просто не могли не стать объектом повышенного интереса как среди дам, так и не бывавших в море мужчин.

У военных тату тоже пользовалось уважением, чему были свои причины. Рыцари средневековья не брезговали наносить тату в походах, ибо татуировка, срезанная с тела покойного и специальным образом обработанная, могла служить своеобразной похоронкой для его родных или знаком принадлежности к закрытой социальной группе, тайному обществу.